01.04.2021

Губернатор Дмитрий Артюхов обсудил с представителями Совета Федерации и министерства просвещения России развитие кочевого образования

«Коренные народы Севера – это неотъемлемая часть Ямала. Одна из наших важных задач – дать детям тундровиков хорошее образование и возможности для самореализации. Поэтому сама система образования на Ямале имеет свою специфику. Мы неплохо продвинулись в части законодательной базы для кочевого обучения, но по некоторым вопросам требуются решения на федеральном уровне. Надеемся на взаимодействие с вами по этому вопросу», - отметил Дмитрий Артюхов.

«Председатель Совета Федерации Валентина Ивановна Матвиенко отметила важность кочевого образования. Эта тема нуждается в законодательном регулировании. Поэтому в рамках выездного заседания комитета мы намерены подготовить конкретные предложения. Важно сохранить культурное многообразие, которое представлено сегодня в нашей стране», - сказала сенатор Лилия Гумерова.

В ходе выездного заседания комитета сенаторы и представители министерства просвещения посетят этностойбище «Земля надежды» в Приуральском районе, где располагаются школа и сад для детей из числа коренных народов.

На Ямале почти 19 тысяч человек ведут традиционный кочевой образ жизни, выбирая в качестве основного вида деятельности охоту, рыболовство, оленеводство. 10,5 тысяч детей из числа коренных жителей учатся в школах, из них 3,5 тысячи проживают и находятся на полном государственном обеспечении в школах-интернатах. Там созданы современные условия для проживания и обучения детей. В интернатах они изучают предметы этнокультурной направленности, занимаются северным многоборьем, в учебных мастерских воспитанников готовят к труду по профессиям, необходимым в оленеводстве и рыболовстве. Группы в школах комплектуются по семейно-родовому принципу: братья и сёстры живут вместе в одной семье, большая часть воспитателей - представители коренных народов.

Также в округе реализуется проект «Кочевая школа». Его суть в максимальном приближении обучения детей коренных малочисленных народов Севера к местам кочевий. Если дети вместе с родителями проживают в тундре в условиях этностойбища, то обучение происходит в специально созданных чумах, либо модульных зданиях, оснащенных необходимым оборудованием. Педагоги базовой школы работают вахтовым методом. Зачастую кочевые воспитатели и учителя работают непосредственно в местах кочевий. Модель используется, когда семьи тундровиков проживают на очень большом расстоянии от населенных пунктов.